Иногда в практике консультирования бывает так, что решение человека обратиться за помощью психолога не одобряется его родственниками или друзьями. И зачастую человек оказываются под шквалом их критики и давления: мол, прекращай ты этой дурью маяться. В этот момент человек испытывает смятение, если он не до конца уверен в себе и своем решении, либо возмущение – если, наоборот, убежден в своей правоте.
В этот момент не стоит торопиться оправдываться или нападать. Нужно понять одну простую мысль: что бы вам ни говорили родные, их цель – забота о вас. Да-да, и ничто иное. А вот каковы их мотивы, не трудно понять по их аргументам, которые они вам предъявляют.
Итак, мотивы такие:
- экономия денег. Человек заботится о вашем бюджете и говорит что-то типа: «деньги тебе больше девать некуда», «ляг поспи и всё пройдет», «на море съездим – тебе станет легче и без психолога».
- неразглашение информации. Продиктовано заботой о вашей, а зачастую и о своей репутации. Тогда можно услышать следующее: «не выноси сор из избы», «ты зачем ВСЕМ рассказываешь о своих проблемах?!», «сами разберемся».
- предрассудки о психологах. В этом случае человек заботится о вашей безопасности: «Тебя затащат в секту», «тебя зазомбируют и ты всё ИМ отдашь», «ничем тебе там психолог не поможет».
- личный неудачный опыт обращения к психологу. Вызывает желание защитить вас от аналогичной ошибки: «была я там – делать там нечего», «толку нет от этих психологов», «я сам как психолог».
- вера в вас. Продиктована тем, что вы всегда были сильным человеком и сейчас родные искренне недоумевают, с чего вдруг вам понадобился психолог: «что, сама что ли не справишься?», «да ты же сам как психолог» и т.п.
- неверие в правильность вашего решения. Тоже связано с желанием защитить вас, неразумного, от своих собственных решений. Актуально тогда, когда до психолога человек уже посетил астролога, экстрасенса, гадалку и бабку, снимающую порчу.
- недооценка серьезности проблемы. Продиктована заботой о сохранении вашей энергии и времени: «не парься, само рассосется», «не волнуйся, перерастет сын свои страхи», «нашла повод для похода к психологу».
- страх значительных перемен. Здесь имеет место забота пусть не о светлом, но о понятном и предсказуемом будущем (касается, в основном, родных клиента): «сейчас походишь к психологу и бросишь меня», «тебя психолог там настроит против меня», «пойдешь жаловаться на меня?» и т.п.
Что делать, если вы столкнулись с этой ситуацией?
- Определить, каков основной мотив человека. Как уже было написано выше – это не трудно. Мотивы озвучиваются прямым текстом – надо только услышать, ЧТО вам говорят.
- Аргументировать, ЗАЧЕМ вы ходите к психологу. Прежде всего для себя. И только потом для другого. Важно понимать не только цель оппонента, но и свою тоже. А иначе диалога не получится.
- Аргументировать, почему ИМЕННО так, а не иначе, вы решаете проблему. Этот вопрос не про цель, а про причины, а заодно и про средства. Может быть, вы и в правду узко мыслите и не увидели более лучшего пути решения проблемы, кроме как обратиться к психологу? Подумайте…
- Выслушать встречные аргументы. Если они будут после выполнения вами предыдущих пунктов. Важно получить именно аргументы, а не «голые» эмоции.
- Найти компромисс. Если ваши доводы окажутся весомее – вы продолжите свои визиты к специалисту, не скрывая этого от родных. Если наоборот – остановите свою работу с психологом и направите усилия туда, куда вам указали родные. Если «ничья» - найдете оптимальный вариант, удовлетворяющий обе стороны. Например, ходить к психологу, но реже. Ходить к психологу, но не к этому. Ходить к психологу, но вместе. И масса других вариантов.
P.S. Этот мануал пригоден и для любых других спорных ситуаций. Договаривайтесь и будьте свободны и счастливы!
Автор: психолог центра "Гармония" Юлия Горбатовская