Центр психологической и логопедической помощи "ГАРМОНИЯ"

г. Благовещенск

Обчитанные

В теории психологического консультирования, как и в любой теории, принято классифицировать. И в данном случае речь идёт о классификации клиентов, которые обращаются за помощью к психологу.

В своей практике я не имею сознательной цели, увидев клиента, относить его к тому или иному типу или виду. Для меня все клиенты относятся к виду "клиент обыкновенный". Но есть среди обыкновенных клиентов люди, прочитавшие несколько книг по психологии и считающие, что они "занимаются психологией". Я не против этого, потому что я радею за повышение психологической культуры нашей нации. Но меня огорчает один момент. Такого клиента, который с умным видом выдаёт мне всё, что он прочитал, как студент на экзамене, хочется спросить: "Если вы всё это знаете, почему вы здесь, у психолога?". И сама же себе отвечаю: "Потому что знать в теории - ещё не значит применять на практике".

Самое обидное для такого клиента - это то, что с каждой прочитанной книгой он чувствует себя ещё более несчастным и уникальным в своём несчастье. Ему начинает казаться, что он - "крепкий орешек" для специалиста сразу по двум основаниям: по количеству залежей психологических знаний в голове и по сложности проблемы, которая так и осталась нерешенной. И поэтому такой клиент приходит к психологу с установкой: "ну и чем вы сможете меня удивить?". И самое сложное для такого клиента в ходе работы с психологом, понять, что знание - это не всегда сила, что знания могут быть правильные (научно обоснованные и "по теме") и неправильные (дилетантские и "не про это"), а применять знания на практике нужно с умом: в логически выстроенной системе, с оптимальной скоростью и с полным осознанием желаемой цели.

Читайте правильные книги, пропускайте информацию через фильтр внутренней критики и доверяйте особо сложные вопросы профессионалам, оставив себе время для жизни в удовольствие.

Автор: психолог центра "Гармония" Юлия Горбатовская