Центр психологической и логопедической помощи "ГАРМОНИЯ"

г. Благовещенск

Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра

Должен ли психолог реагировать на слезы клиентов? Отвечу: "Да". Но поясню. Для меня слезы - это показатель искренности человека первого уровня. Что это значит: первого уровня? Это значит, что слезы, с одной стороны, указывают на то, что клиент достаточно откровенен со специалистом. Но, с другой стороны, слезы как средство манипуляции еще никто не отменял. Поэтому помимо слез важно воспринимать также поступающую от человека вербальную и иную информацию. Например, когда на консультации плачет мужчина - это означает, что он откровенен в своей душевной боли, потому что "мужчины не плачут", а значит - ему реально очень-очень плохо... за редким исключением. Когда плачет женщина, это означает, что в беседе мы "нащупали" то больное место, где следует "копать" поглубже. Конечно, с позволения клиента.

Когда человек плачет, я говорю: "Вы заплакали - значит мы на верном пути..." и клиент, как правило, сквозь слезы смущенно улыбается и подтверждает мои слова и соглашается более подробно остановиться на этом "слезном" месте и проработать его. И уже в этом процессе становится до конца понятна природа слез клиента: душевная боль или бессознательное стремление привлечь к себе внимание-жалость. И такое бывает, хотя нечасто...

Чего ни в коем случае не должен делать психолог, когда видит слезы? Плакать вместе с клиентом. Даже после того, как он уйдет. Потому что, как говорится, слезами горю не поможешь.

Я не считаю себя циничным психологом, но я воспринимаю слезы клиента как индикатор его откровенности и как компас, указывающий путь, где надо искать "залежи" проблем клиента, чтобы разобрать их по существу. И тогда тоже возможны слезы: слезы благодарности и признательности или слезы счастья, но это уже потом - я этих слез не вижу.

Автор: психолог центра "Гармония" Юлия Горбатовская

Предыдущая запись

Пальцем в небо

Следующая запись

Зачем