Люди ждут от психологов советов, рекомендаций, что и как нужно делать в той или иной ситуации. И поэтому с жадностью читают в журналах статьи на тему "Как получить повышение
Люди ждут от психологов советов, рекомендаций, что и как нужно делать в той или иной ситуации. И поэтому с жадностью читают в журналах статьи на тему "Как получить повышение на работе: 10 советов психолога" или "Как приучить мужа к порядку: мануал от психолога" или "7 способов воспитания счастливых детей" и т.п. И некоторым людям эти советы помогают, а некоторым - нет, несмотря на их старания по воплощению советов психолога в жизнь. Почему так происходит? Потому что рекомендации (мануалы) психолога не могут быть универсальными для всех в силу индивидуальности каждого. Это все равно, что прочитать в сети интернет про пользу листа подорожника в лечении мелкой сыпи на локте и начать его к своему локтю прикладывать. Сыпь бывает разная и подорожники тоже. И психология в этом плане ничуть не легче медицины. И у психологов тоже нет одной большой (чтобы на всех сразу хватило) волшебной таблетки от всех бед на свете.
Чтобы получить от психолога рекомендации по решению той или иной проблемы, необходимо, как минимум, ему об этой проблеме рассказать. Со всеми нюансами и уточнениями, обстоятельствами и условиями ее возникновения и развития. Ведь за одним и тем же запросом "лежат" разные судьбы и эти судьбы проживают люди с разным характером и манерой поведения. А иногда еще психолог может предложить вам пройти психологическую диагностику - это все равно, что сдать анализы по направлению врача прежде, чем он вам назначит лечение, опираясь на результаты ваших анализов.
И, как показывает практика, этого тоже бывает не достаточно, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Потому что психологу, давая предметные, выверенные рекомендации для клиента, необходимо убедиться в том, что эти рекомендации будут выполнимыми для него. И если что-то внутри человека мешает реализации правильной рекомендации, то этот барьер необходимо, в идеале, убрать или хотя бы обозначить для клиента его присутствие. Например: "Вам необходимо для улучшения детско-родительских отношений с дочерью чаще демонстрировать свою любовь к ней, не входя в воспитательный раж. Но это навряд ли будет у вас сейчас получаться, потому что вы находитесь в раздраженном состоянии, как минимум, последний год: с тех пор, как у вас родился второй ребенок". Дальше решение за клиентом: поработать совместно с психологом над своим состоянием и почувствовать заметное продвижение на пути к решению проблемы или... кивнуть головой идти дальше жить так как живется...
Не ищите универсальной рекомендации - это все равно, что тыкать пальцем в небо. Ищите дотошного психолога и разбирайтесь с ним в своей конкретной ситуации. Это дольше, но надежнее.
Автор: психолог центра "Гармония" Юлия Горбатовская