Вы когда-нибудь заглядывали в замочную скважину? Хотя бы раз? Хотя бы в детстве? Наверняка "да". Ведь человек - существо весьма любопытное.
Вы когда-нибудь заглядывали в замочную скважину? Хотя бы раз? Хотя бы в детстве? Наверняка "да". Ведь человек - существо весьма любопытное. И особенно любопытно узнать то, что представляется особенно таинственным и загадочным. Например, прием у психолога.
Если вы ни разу не были на приеме у психолога, то наверняка вам интересно, как происходит таинство взаимодействия клиента с этим специалистом. Сразу скажу, что я ни разу не была "по ту сторону прилавка" и мне трудно описать прием у психолога с позиции клиента. Но я тысячи раз (о Боже!) была в роли психолога и поэтому попытаюсь вам рассказать о процедуре психологического консультирования с позиции специалиста.
Как и любое взаимодействие, прием начинается с приветствия и знакомства. После чего психолог спрашивает, что привело клиента к нему, какой у него запрос. И вот здесь начинается уникальное, неповторимое взаимодействие. Многие клиенты заранее готовят ответ на этот вопрос и продумывают, что и в каком порядке они поведают психологу. Некоторые, особенно "замученные" своей проблемой, начинают плакать раньше, чем начнут свое повествование. Так или иначе этап исповеди - ключевой момент первой встречи клиента и психолога. На этом этапе клинет говорит: говорит много и долго, иногда отвечая на уточняющие вопросы психолога.
Принимая этот огромный поток информации, психолог не просто слушает и делает какие-то записи, а всерьез напрягает свои извилины, задает вопросы, которые помогут "осветить" ключевые аспекты проблемы клиента. Задача психолога непростая: выслушав за час историю едва ли не всей жизни клиента, сложить представление о возможных причинах и механизмах возникновения проблемы клиента, которая его так мучает.
На первой встрече проблема не решается по существу - это НЕРЕАЛЬНО. Поэтому не стоит ждать, что после первой встречи психолог даст вам совет (который можно сравнить с волшебной таблеткой) и отпустит вас с миром в путешествие по безоблачной счастливой жизни. Это только начало. Но уже вначале есть чему порадоваться: клиенту становится легче просто от того, что он выговорился. Но не в этом цель работы психолога, потому что он - не просто "свободные уши". Поэтому я, прощаясь с клиентом после первой встречи, предупреждаю, что его "отпустило" ненадолго, буквально на несколько дней, а дальше... Дальше нужно работать, засучив рукава, если действительно хочется что-то в своей жизни изменить. Поэтому из кабинета психолога клиент выходит с задумчивым выражением лица и надеждой на то, что "у меня не всё так запущено, как я думал".
Автор: психолог центра "Гармония" Юлия Горбатовская